Недавно Microsoft представила, возможно, самую интересную свою консоль – Xbox Series S. Она позволит запускать игры следующего поколения со стабильным фреймрейтом и сносной графикой по цене всего в 300 долларов. Ее разрешение будет всего 1440p, а не 4K, как у старшей консоли Series X, и это вызывает некоторые вопросы по поводу того, насколько хорошо будут выглядеть на ней игры следующего поколения. У многих геймеров сразу же возникли оправданные опасения относительно производительности графического ускорителя консоли и ее памяти. Джейсон Рональд, директор Microsoft по программному управлению Xbox, ответил на все злободневные вопросы и рассказал, что на самом деле представляет собой Xbox Series S.
Помимо очевидной разницы в размерах между Series X и S, они имеют отличия в области графического процессора. У Xbox Series S его мощность составляет всего 4 терафлопс, в то время как Xbox Series X может похвастаться 12,5. Но даже уменьшенная в три раза мощность не единственная особенность младшей консоли. Она также имеет всего 10 ГБ ОЗУ, что на 6 ГБ меньше, чем у Series X. Процессор остался тот же, но со слегка меньшей скоростью работы, и хранилище SSD было урезано на половину до 512 ГБ. Все эти изменения вызвали волну негодования и целый ряд вопросов, главным из которых является: «Будет ли Xbox Series S сдерживать развитие игр следующего поколения?». Позволит ли консоль им раскрываться в полной мере или будет тормозить из-за своей невысокой мощности?
«Я очень расстроен ситуацией с ОЗУ в Series S», - сказал Аксель Гнейтинг, главный программист движка в студии id Software, в своем твите, который вскоре удалил. - «Это нелегко компенсировать, и базовая спецификация для мультиплатформ следующего поколения существенно снижается».
Билли Хан, один из ведущих программистов движка в id Software, разделяет опасения Гнейтинга. «Ситуация с памятью – большая проблема для S», - сказал Хан в своем твите, который, угадайте что, тоже был удален. - «Значительно меньший объем ОЗУ и разделенные банки памяти с существенно более низкими скоростями станут серьезной проблемой. Резкое понижение разрешения рендеринга немного поможет, но не устранит полностью все недостатки».
Сасан Сепер, старший технический продюсер Remedy Entertainment, также поделился своими опасениями. «Как потребитель, я доволен», - сказал Сефер в Twitter. - «Как технический продюсер, я вижу проблемы».
Опасения разработчиков вполне понятны. На бумаге различия между Xbox Series S и Series X просто колоссальны. Однако реальность куда сложнее, особенно с учетом того, что разрешение на младшей консоли будет снижено до 1440p.
«Мы провели большой анализ того, что на самом деле будет представлять из себя запуск игры в 4K с 60 кадрами в секунду, а затем масштабировали его до 1440p при 60 кадрах в секунду», - говорит Джейсон Рональд, директор Microsoft по программному управлению Xbox. - «На самом деле вам не нужна такая большая пропускная способность памяти, потому что вы не загружаете в память самые высокие уровни MIP. Поэтому вам не нужен такой же объем памяти, как у Series X».
По словам Microsoft, разработчики изначально будут создавать игры для Xbox Series X в 4K, а затем просто масштабировать их до разрешения 1440p на Series S. «У разработчиков есть целый ряд различных методов, таких как динамическое масштабирование разрешения от кадра к кадру. Это то, что мы видели уже много раз, особенно в конце текущего поколения», - объясняет Рональд. - «И, конечно же, будет возможность включать и выключать различные визуальные эффекты без фактического изменения основного игрового процесса».
Действующий Xbox One X не позволяет получить 60 кадров в секунду и полноценные 4K из-за ограничений процессора. Новый Xbox Series S будет использовать тот же процессор, что более мощная Series X, поэтому на ней будет возможен стабильный фреймрейт в 60 FPS. Даже несмотря на то, что ее общая мощность на 2 терафлопс ниже, чем у One X. Все благодаря новейшей архитектуре процессора AMD RDNA 2.0, тогда как текущая консоль базируется на старой архитектуре AMD GCN.
«Благодаря RDNA 2 мы получаем практически 25-процентное повышение производительности по сравнению с GCN, без каких-либо усилий со стороны разработчиков», - утверждает Рональд. - «RDNA2 значительно более эффективна, чем GCN. Благодаря ей мы можем сосредоточиться на других вещах, таких как использование float 16 или шейдинга с переменной скоростью. И это уже приносит свои плоды в виде повышения производительности на 10-20%».
Если все это для вас слишком сложно, то говоря простыми словами, исходная производительность графики Xbox Series S такая же, как у Xbox One X, но она нацелена на разрешение 1440p, а не 4K. Поэтому на Series S можно будет спокойно играть как в проекты, адаптированные специально для нее, так и в игры с Series X во все тех же 60 FPS. Да, вместо того, чтобы просто улучшать тайтлы с One X, разработчики будут либо масштабировать игры с 4K до 1440p, либо создавать специальные версии для меньшей консоли.
«Очень сложно сравнивать необработанные числа, такие как терафлопс, между поколениями, потому что мы думаем о них по-разному», - говорит Рональд. - «В целом графический процессор Xbox Series S фактически имеет ту же производительность, что и у Xbox One X, но в нем реализованы все функции следующего поколения, такие как трассировка лучей, VRS и сеточные шейдеры. Это громадный скачок с точки зрения производительности процессора, поэтому Xbox Series S точно обеспечит настоящий опыт нового поколения, но с более низким разрешением, чем у Xbox Series X».
Новая архитектура процессора в совокупности с современным SSD сделают игры намного плавнее и быстрее, чем это было на XOX. «В некоторых моментах мы можем улучшить игры на Xbox Series S даже больше, чем на Xbox One X», - говорит Рональд. «Чистая мощь Series S позволяет удвоить частоту кадров, если игра это позволяет. И сделать это действительно просто, потому что мы более чем вдвое увеличили производительность графического ускорителя и также более чем в два раза подняли производительность процессора. Поэтому разработчикам относительно легко войти и включить это, если он решит обновить свое название».
Создавая грядущее поколение консолей, Microsoft существенно поменяла свое отношение к Xbox. Теперь компания ориентируется не только на графику, но и на FPS и скорость загрузки. Меньшая консоль будет поддерживать 4K с помощью апскейлинга, и Microsoft старается сделать как можно более качественную картинку при апскейлинге для игр, которые это поддерживают.
Пока никто не говорит о том, будут ли поддерживать новые консоли картинку в 8K, и это даже хорошо. Гаджеты текущего поколения уже обещали нам 1080p, а затем и 4K, но так и не дали нормальной частоты кадров для этого. «Исторически поколения консолей действительно определялись тем, как на них выглядят игры», - говорит Рональд. «В этом поколении многое будет определяться тем, как ощущаются игры? Как они играются, в конце концов? Когда я думаю об этих больших открытых мирах и о погружении игроков в них, я не хочу, чтобы они долго прогружались, я не хочу думать о времени загрузки».
По словам Рональда, в этом поколении именно качество и плавность геймплея будут определяющими факторами для Microsoft. Также немалые надежды компания возлагает на потоковую обратную связь новых консолей. С ее помощью будет более эффективно использоваться пропускная способность нового SSD, что позволит разработчикам подгружать в память только те текстуры, которые необходимы для конкретной сцены в игре, а не все сразу. И это должно значительно увеличить общую производительность системы.
Так будет ли Xbox Series S сдерживать игры следующего поколения? Судя по выше сказанному, скорее всего нет. «Нет, точно нет», - говорит Гэвин Стивенс, совладелец инди-студии Team Blur Games, отвечая на этот вопрос. - «Любой, у кого есть хоть немного опыта в этом, скажет вам то же самое».
Xbox Series S действительно потребует от создателей игр оптимизировать их и масштабировать разрешение, но такая практика уже применяется как для ПК-игр, так и для действующего поколения консолей Xbox и PlayStation.
Что действительно может сдерживать развитие будущих игр, так это поддержка консолей Xbox One и PS4. В отличие от Series S, они действительно имеют ограничения процессора, обойти которые будет непросто. И Microsoft, и Sony обещают выход новых игр на старых консолях в течение нескольких следующих лет. Лишь некоторые новые игры, такие как Ratchet & Clank: Rift Apart для PS5, использующие весь потенциал обновленного железа, не выйдут на старом поколении.
Новые аппаратные и программные решения действительно открывают перед разработчиками намного больше возможностей, однако пользоваться ими на полную они начнут лишь через несколько лет. Это нормально, и так было всегда. Никто не захочет сразу же бросать старое поколение консолей, на котором играют миллионы людей по всему миру.
Существенная разница между поколениями состоит в том, что, если обещания Microsoft правдивы, то разработчики действительно переключают внимание на увеличение частоты кадров, а не разрешения. И в этом случае Xbox Series S действительно может стать отличным приобретением для тех, кто хочет получить 60 FPS в играх следующего поколения по цене всего в 300 долларов.