Будет ли Xbox Series S сдерживать развитие игр следующего поколения?

Будет ли Xbox Series S сдерживать развитие игр следующего поколения?

Недавно Microsoft представила, возможно, самую интересную свою консоль – Xbox Series S. Она позволит запускать игры следующего поколения со стабильным фреймрейтом и сносной графикой по цене всего в 300 долларов. Ее разрешение будет всего 1440p, а не 4K, как у старшей консоли Series X, и это вызывает некоторые вопросы по поводу того, насколько хорошо будут выглядеть на ней игры следующего поколения. У многих геймеров сразу же возникли оправданные опасения относительно производительности графического ускорителя консоли и ее памяти. Джейсон Рональд, директор Microsoft по программному управлению Xbox, ответил на все злободневные вопросы и рассказал, что на самом деле представляет собой Xbox Series S.

Помимо очевидной разницы в размерах между Series X и S, они имеют отличия в области графического процессора. У Xbox Series S его мощность составляет всего 4 терафлопс, в то время как Xbox Series X может похвастаться 12,5. Но даже уменьшенная в три раза мощность не единственная особенность младшей консоли. Она также имеет всего 10 ГБ ОЗУ, что на 6 ГБ меньше, чем у Series X. Процессор остался тот же, но со слегка меньшей скоростью работы, и хранилище SSD было урезано на половину до 512 ГБ. Все эти изменения вызвали волну негодования и целый ряд вопросов, главным из которых является: «Будет ли Xbox Series S сдерживать развитие игр следующего поколения?». Позволит ли консоль им раскрываться в полной мере или будет тормозить из-за своей невысокой мощности?

«Я очень расстроен ситуацией с ОЗУ в Series S», - сказал Аксель Гнейтинг, главный программист движка в студии id Software, в своем твите, который вскоре удалил. - «Это нелегко компенсировать, и базовая спецификация для мультиплатформ следующего поколения существенно снижается».

Билли Хан, один из ведущих программистов движка в id Software, разделяет опасения Гнейтинга. «Ситуация с памятью – большая проблема для S», - сказал Хан в своем твите, который, угадайте что, тоже был удален. - «Значительно меньший объем ОЗУ и разделенные банки памяти с существенно более низкими скоростями станут серьезной проблемой. Резкое понижение разрешения рендеринга немного поможет, но не устранит полностью все недостатки».

Xbox Series S
Xbox Series S

Сасан Сепер, старший технический продюсер Remedy Entertainment, также поделился своими опасениями. «Как потребитель, я доволен», - сказал Сефер в Twitter. - «Как технический продюсер, я вижу проблемы».

Опасения разработчиков вполне понятны. На бумаге различия между Xbox Series S и Series X просто колоссальны. Однако реальность куда сложнее, особенно с учетом того, что разрешение на младшей консоли будет снижено до 1440p.

«Мы провели большой анализ того, что на самом деле будет представлять из себя запуск игры в 4K с 60 кадрами в секунду, а затем масштабировали его до 1440p при 60 кадрах в секунду», - говорит Джейсон Рональд, директор Microsoft по программному управлению Xbox. - «На самом деле вам не нужна такая большая пропускная способность памяти, потому что вы не загружаете в память самые высокие уровни MIP. Поэтому вам не нужен такой же объем памяти, как у Series X».

По словам Microsoft, разработчики изначально будут создавать игры для Xbox Series X в 4K, а затем просто масштабировать их до разрешения 1440p на Series S. «У разработчиков есть целый ряд различных методов, таких как динамическое масштабирование разрешения от кадра к кадру. Это то, что мы видели уже много раз, особенно в конце текущего поколения», - объясняет Рональд. - «И, конечно же, будет возможность включать и выключать различные визуальные эффекты без фактического изменения основного игрового процесса».

Xbox Series S и Xbox One X
Xbox Series S и Xbox One X

Действующий Xbox One X не позволяет получить 60 кадров в секунду и полноценные 4K из-за ограничений процессора. Новый Xbox Series S будет использовать тот же процессор, что более мощная Series X, поэтому на ней будет возможен стабильный фреймрейт в 60 FPS. Даже несмотря на то, что ее общая мощность на 2 терафлопс ниже, чем у One X. Все благодаря новейшей архитектуре процессора AMD RDNA 2.0, тогда как текущая консоль базируется на старой архитектуре AMD GCN.

«Благодаря RDNA 2 мы получаем практически 25-процентное повышение производительности по сравнению с GCN, без каких-либо усилий со стороны разработчиков», - утверждает Рональд. - «RDNA2 значительно более эффективна, чем GCN. Благодаря ей мы можем сосредоточиться на других вещах, таких как использование float 16 или шейдинга с переменной скоростью. И это уже приносит свои плоды в виде повышения производительности на 10-20%».

Если все это для вас слишком сложно, то говоря простыми словами, исходная производительность графики Xbox Series S такая же, как у Xbox One X, но она нацелена на разрешение 1440p, а не 4K. Поэтому на Series S можно будет спокойно играть как в проекты, адаптированные специально для нее, так и в игры с Series X во все тех же 60 FPS. Да, вместо того, чтобы просто улучшать тайтлы с One X, разработчики будут либо масштабировать игры с 4K до 1440p, либо создавать специальные версии для меньшей консоли.

«Очень сложно сравнивать необработанные числа, такие как терафлопс, между поколениями, потому что мы думаем о них по-разному», - говорит Рональд. - «В целом графический процессор Xbox Series S фактически имеет ту же производительность, что и у Xbox One X, но в нем реализованы все функции следующего поколения, такие как трассировка лучей, VRS и сеточные шейдеры. Это громадный скачок с точки зрения производительности процессора, поэтому Xbox Series S точно обеспечит настоящий опыт нового поколения, но с более низким разрешением, чем у Xbox Series X».

Новая архитектура процессора в совокупности с современным SSD сделают игры намного плавнее и быстрее, чем это было на XOX. «В некоторых моментах мы можем улучшить игры на Xbox Series S даже больше, чем на Xbox One X», - говорит Рональд. «Чистая мощь Series S позволяет удвоить частоту кадров, если игра это позволяет. И сделать это действительно просто, потому что мы более чем вдвое увеличили производительность графического ускорителя и также более чем в два раза подняли производительность процессора. Поэтому разработчикам относительно легко войти и включить это, если он решит обновить свое название».

Создавая грядущее поколение консолей, Microsoft существенно поменяла свое отношение к Xbox. Теперь компания ориентируется не только на графику, но и на FPS и скорость загрузки. Меньшая консоль будет поддерживать 4K с помощью апскейлинга, и Microsoft старается сделать как можно более качественную картинку при апскейлинге для игр, которые это поддерживают.

Пока никто не говорит о том, будут ли поддерживать новые консоли картинку в 8K, и это даже хорошо. Гаджеты текущего поколения уже обещали нам 1080p, а затем и 4K, но так и не дали нормальной частоты кадров для этого. «Исторически поколения консолей действительно определялись тем, как на них выглядят игры», - говорит Рональд. «В этом поколении многое будет определяться тем, как ощущаются игры? Как они играются, в конце концов? Когда я думаю об этих больших открытых мирах и о погружении игроков в них, я не хочу, чтобы они долго прогружались, я не хочу думать о времени загрузки».

По словам Рональда, в этом поколении именно качество и плавность геймплея будут определяющими факторами для Microsoft. Также немалые надежды компания возлагает на потоковую обратную связь новых консолей. С ее помощью будет более эффективно использоваться пропускная способность нового SSD, что позволит разработчикам подгружать в память только те текстуры, которые необходимы для конкретной сцены в игре, а не все сразу. И это должно значительно увеличить общую производительность системы.

Xbox Series S
Xbox Series S

Так будет ли Xbox Series S сдерживать игры следующего поколения? Судя по выше сказанному, скорее всего нет. «Нет, точно нет», - говорит Гэвин Стивенс, совладелец инди-студии Team Blur Games, отвечая на этот вопрос. - «Любой, у кого есть хоть немного опыта в этом, скажет вам то же самое».

Xbox Series S действительно потребует от создателей игр оптимизировать их и масштабировать разрешение, но такая практика уже применяется как для ПК-игр, так и для действующего поколения консолей Xbox и PlayStation.

Что действительно может сдерживать развитие будущих игр, так это поддержка консолей Xbox One и PS4. В отличие от Series S, они действительно имеют ограничения процессора, обойти которые будет непросто. И Microsoft, и Sony обещают выход новых игр на старых консолях в течение нескольких следующих лет. Лишь некоторые новые игры, такие как Ratchet & Clank: Rift Apart для PS5, использующие весь потенциал обновленного железа, не выйдут на старом поколении.

Новые аппаратные и программные решения действительно открывают перед разработчиками намного больше возможностей, однако пользоваться ими на полную они начнут лишь через несколько лет. Это нормально, и так было всегда. Никто не захочет сразу же бросать старое поколение консолей, на котором играют миллионы людей по всему миру.

Существенная разница между поколениями состоит в том, что, если обещания Microsoft правдивы, то разработчики действительно переключают внимание на увеличение частоты кадров, а не разрешения. И в этом случае Xbox Series S действительно может стать отличным приобретением для тех, кто хочет получить 60 FPS в играх следующего поколения по цене всего в 300 долларов.